Бедность телевидения в творческих кадрах.

В самом деле, где уж там повторить на экране то, что «не поддается даже анализу» - поразительное мастерство подтекста, бесконечное богатство языка, изменчивость настроений с диапазоном - от сатиры к лирике, от гневного обличения к заботливой любви. О Чехове написано немало, но стиль его, видимо, остается тайной и для его исследователей, а если они знают, то, во всяком случае, мастерски это скрывают от всех.

Но вот что любопытно: если мы сравним дорогостоящие, созданные общепризнанными мастерами кинофильмы с весьма приблизительно сделанными чеховскими телефильмами, то с удивлением обнаружим, что Чехов на маленьком телевизионном экране очень часто - получается. На удивление получается даже у тех, кто стал режиссером лишь из-за бедности телевидения в творческих кадрах.

Сразу же оговоримся, что никакие шаманские слова о «понимании» и «непонимании», об «умении» и «неумении» здесь не подойдут. Телевидение пока что переживает тот, уже забываемый кинематографом, период, когда у пультов, камер, аппаратов стоят люди, по тем или иным причинам не сумевшие попасть на работу в кинематографию, живопись, театр, журналистику. Так было и в кино в 10-х

  • - начале 20-х годов, и можно вспомнить, что Д.-У. Гриффит
  • - неудачливый журналист и актер, Р. Вине - ничем не примечательный театральный режиссер, Э. Штрогейм - не сделавший карьеры профессиональный военный, Ф.-В.Мурнау
  • - доктор философии, которого авантюрная жилка привела в кинопавильон, и вспомнить также, что этими людьми сняты первые «лучшие фильмы всех времен и народов» и само кино из разряда балаганного зрелища введено в сонм парнасских муз.

Так что все, что сейчас происходит в телевидении, - закономерно и понятно. Но думать, что там, мол, Чехова «понимают» лучше, чем в кино,- по крайней мере наивно.

Сегодня средний кинофильм и средний телефильм не сравнимые, как правило, художественные величины. Как бесспорно воздействие телевидения на многие искусства, в особенности, конечно, на искусство кино, во всем, что касается документализма, так же очевидно и бесспорно то, что телефильм это нечто вторичное и, не будем бояться резких, но предельно ясных слов, второсортное по сравнению с кинофильмом. Увы, телефильм зачастую - это просто синоним плохого фильма. Исключения редки, и они, насколько нам известно, сделаны варягами, пришедшими из кино, к примеру «Совесть пробуждается» (ГДР), «Умереть в Мадриде» (Франция), «Вызываем огонь на себя» (СССР).

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий