Гидрогеологические сведения Г. А. Сарычева.

Гидрогеологические сведения Г. А. Сарычева«Прошед около четырех сот верст вверх по реке Охоте, поворотили мы вправо через разлог между гор и спустились на вершину реки Куйдусуна, где местами на мелях ее находился лед толщиной до четырех футов, который, как видно, не тает никогда» ".
В подстрочном примечании к этому сообщению читаем: «Лед сей намерзает и накопляется во время зимы от вод, вытекающих из ключей». Такое явление Г. А. Сарычев наблюдал минувшей зимой в горной долине реки Хан-дыги - правого притока Алдана.

Далее Сарычев и его спутники шли через Оймяконское плоскогорье «вниз по речке Кудрат до ее устья; она впадает в реку, называемую якутами „Ачугуй-Тарьш-Урах", что значит „малая ледяная река": имя сие дано ей потому, что на ней всегда лежит толстый лед, намерзающий в зимнее время от ключей». Эти важные гидрогеологические сведения Г. А. Сарычева, отличавшегося исключительной точностью в описании природных явлений, оставались долго неизвестными. Факты не соответствовали представлению о сплошности вечной мерзлоты. Сплошность ее не исключала не только предположения, но и возможность получения сведений о наличии родников подпочвенных вод. В этом убеждала многих полемика географа-путешественника Г. Майделя с известным исследователем Севера А. Ф. Миддендорфом по вопросу о происхождении наледной воды, из которой образуются тарыны.

В 1866 и 1868-1870 гг. Г. Майдель путешествовал по необъятным и малоизученным просторам Северо-Востока Сибири. У подножия восточного склона хребта Тас-хаях-тах, на дне внутригорной Селенняхской впадины, Г. Майдель столкнулся с необычным природным явлением: «Лишь только вышли мы из неширокого ущелья Тас-хаях-таха, - сообщал путешественник, - как нашим взорам представилось бесконечное ледяное поле.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий