Не менее важным для водоснабжения поселка оказался большой сквозной талик в долине речки Иультианьи на севере Чукотского полуострова. Он не столь водоемкий, как Талнахский, и, главное, мощность его в нижнем отрезке резко уменьшается до полного выклинивания к поверхности долины. Здесь поток грунтовой воды, накопившейся в сквозном талике за теплый сезон, подпирается естественным барражем из мерзлых скалистых пород. Высота барража быстро нарастает с наступлением осенне-зимнего сезона, когда русловый поток иссякает, а дно его промерзает на несколько метров. От этого сужается живое сечение потока грунтовой воды, что влечет подпор и повышение уровня ее в нижней части талика.
Вода под напором, возникшим вследствие глубокого промерзания аллювиальных отложений в долине, начинает изливаться на поверхность речного льда, а затем на берега исчезнувшего осенью руслового потока и на пойму реки. Так образуются наледи. В результате бесполезно расходуются водные ресурсы талика; из-за этого их и не хватает поселку на всю зиму.
Чтобы исключить такое явление, магаданские гидрогеологи изучили режимы Иультиканского талика и преобразовали естественный водообмен между частями этой гидрогеотермической системы. В начале осени вода из нижнего отрезка талика перекачивается насосами по трубам в верхний конец его, где уровень ее уже понизился. Там она нагнетается по трубам же, опущенным в скважину; песчано-галечно-валунные отложения, вскрытые скважиной, частично осушились к этому .времени. Они легко поглощают нагнетаемую воду.
После нагнетания даже холодной воды размеры талика уменьшаются зимой не столь быстро и значительно, как в естественных условиях. Так люди научились сохранять естественные летние запасы воды и тепла в мощной толще хорошо проницаемых пород.