Чистый вопрос теории. Почему он сегодня так волнует многих? Чего, казалось бы, проще: делайте хорошие передачи, а уже место на Парнасе найдется. Хорошие передачи место под солнцем или место под солнцем- хорошие передачи? И что такое хорошие передачи? Не связано ли решение теоретического вопроса с этой сугубо практической его постановкой?
Я практик, и меня очень волнует эта проблема. Мне кажется, что от ее решения зависит направление развития телевидения, его судьба.
Если бы меня попросили однозначно ответить на этот вопрос вопросов, я бы сказала: «В принципе - телевидение искусство, но сегодня оно еще не стало им».
Задача каждого из нас заключается, мне думается, в том, чтобы, работая над текущими программами, отыскивать в них, бережно сохранять и развивать молодые побеги, дабы выросли они в сильное и прекрасное дерево искусства, имя которому - телевидение.
Я пишу эту статью в связи с одной телевизионной программой - Клубом веселых и находчивых (КВН). Вместе с моими коллегами (режиссером Б. Сергеевой, редактором М. Гюльбекяном, авторами С. Муратовым, М. Яковлевым, А. Аксельродом) мне пришлось пройти через бесчисленное количество экспериментов, через горести и радости, прежде чем любительство стало профессионализмом, прежде чем сформулировались какие-то принципы этой «живой» передачи и прежде чем можно было именно в них попытаться найти рациональные зерна телевизионного искусства. В основе всего, мне кажется, лежит поиск того, что раскроет нашего героя - поиск ситуации.
Но прежде о героях. Всякий ли человек годен для такой публичной операции? Теоретически - да, ведь сколько людей, сколько характеров, столько вечных, как мир, проблем. И вот из всего этого бесконечного круга вопросов вы выбираете какой-то очень узкий - то ли потому, что сегодня он представляется вам наиболее современным, то ли потому, что это «ваша проблема»...
Как это все раскрыть и показать?
Говорят, что телевизионный экран обладает магической способностью обнажать человека - убежден он в том, что говорит, или нет, знает ли то, что говорит, или нет. Но как часто бывает наоборот. В кадре - человек, он что-то говорит нам, а мы видим его, как на плакате- в двух измерениях. Умный он или нет, добрый или злой? Мы даже не очень точно представляем себе - говорит он свое или кто-то написал ему все это.