И когда смотришь на этот документ, начинаешь еще острее понимать, что телевидение, которое помещает такой фильм рядом с документом, с прямым показом повседневной жизни, предъявляет к игровому телефильму особо повышенные требования психологической достоверности и, применяя известное определение Вл. И. Немировича-Данченко, «мужественной простоты». К этому же настойчиво призывают и сами условия телевизионного просмотра, когда в узком домашнем кругу особенно режет ухо и глаз всякая фальшивинка.
Можно ли извлечь подобные уроки и из фильма «Восьмидесятивосьмилетний Казальс» (производства США)? Безусловно. Величайшего музыканта мы видим в течение 53-х минут в самых непринужденных ситуациях- дома, в поезде, на уроке, на фестивалях, во время встречи с выдающимся венгерским композитором Золтаном Кодаи и во время телевизионного интервью, которое берет у него крупнейший скрипач Исаак Стерн. В фильме широко применены длинные, так сказать, бездейственные планы Казальса - думающего, слушающего, наблюдающего. Такие многометражные планы - бесспорная прерогатива телевидения; на большом киноэкране они могут показаться утомительными, малоинтересными. Телевизионный же зритель разглядывает эти планы, как говорится, во все глаза.
Естественно, что изложенные попытки осмыслить развитие художественного телефильма в тесной зависимости от становления телевидения, от его главных специфических черт не могло сказаться на личной творческой практике автора этих строк и его единомышленников, в частности в работе над многосерийным телефильмом «Вызываем огонь на себя».
Решение создать игровой многосерийный телефильм по документальным материалам, подлинным, невыдуманным судьбам, вытекало из определенного понимания эстетической природы телевизионного фильма. Однако наиболее сложным было найти принципы документального подхода к материалу. Не мне судить, в какой мере это удалось. Речь идет об устремлениях коллектива.
Поставив перед собой в качестве главной цели достоверный показ трудностей подпольно-партизанской борьбы, в которой мужают и становятся героями истинные патриоты, мы стремились освоить точный документальный материал, раскрывающий наш замысел.