Экранизации.

Мне думается, что и на телевидении следует так организовать творческий процесс, чтобы он строился не по конвейерному способу, а по бригадному. Пусть в работе над той или иной программой (речь идет о документальном телевидении, потому что в художественном к этому уже понемногу приходят) объединяются единомышленники, одинаково настроенные, с общими эстетическими принципами, пусть в центре стоит мастер, которому есть что сказать зрителю, который умеет это делать.

Приходится говорить «еще», потому что об экранизациях литературных произведений сказано и написано немало, во всяком случае, больше, чем о некоторых других, даже более важных проблемах теории экранных искусств. Эти заметки лишь продолжают старый спор, ставший в последнее время неожиданно актуальным- в связи с тем, что телевидение своей практикой предложило новые принципы подхода ко многому, что еще вчера казалось банальностью. Повинуясь требованию краткости, обязательному для любой статьи, не претендующей на «истину в последней инстанции», ограничусь одной лишь фамилией, нередкой для экранизации; правда, это фамилия великого автора.

Удивительно не везет Чехову в кино. «Маститые кинодраматурги превозносят его рассказы, - справедливо отмечает киновед В. Демин, - считая их образцом сценарной записи»1. А опытнейшие режиссеры охотно и часто экранизируют его рассказы начиная с 1909 года, когда зрители впервые увидели на экране «Хирургию». Но вот беда: при всем желании трудно вспомнить более трех-четырех по-настоящему интересных, по-чеховски тонких и умных картин. Стало уже правилом, что после выхода на экраны фильма, сделанного по какому-нибудь произведению Чехова, появляется рецензия или много рецензий, в которых доказывается с той или иной степенью такта, что 1) режиссер не понимает Чехова и 2) фильм никуда не годен, поскольку не имеет ничего общего со. своим литературным первоисточником.

Читающая рецензии публика чаще всего соглашается с критиками, не имея желания вникать в суть дела: если фильм в самом деле плох, то не важно, с каких позиций его ругают, главное - отругать. Однако... так ли уж справедливы утверждения, что сплошь все режиссеры- «не понимают» Чехова, а все критики - «понимают»?

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий