Телевидение как коммуникативное средство.

О ней по-своему напоминает безрадостная картина, нарисованная в известном романе Рея Бредбери «451° по Фаренгейту», где человек оказывается затерянным в искусственной, обступающей его со всех сторон «реальности», которая смотрит на него со стен его комнаты, превратившихся в телевизионные экраны; так же как и некое сверхистетическое искусство в «новом прекрасном мире» Олдоса Хаксли - подобие цветного, стереоскопического кино, сопровождаемого волнами запахов и осязательными ощущениями.

Подлинная диалектика развития прогрессивной художественной культуры, и (прежде всего культуры социалистического общества, где «каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственно развиваться»имеет совсем иную направленность.

Ее решающий критерий - не столько «тираж» данного, конкретного произведения, сколько насыщенность искусством в более широком смысле, не столько обязательное условие для каждого произведения стать достоянием всех, сколько доступность - в объективном и субъективном плане - любой формы искусства для каждого члена общества.

Иначе говоря, это проблема не только увеличения «тиражности» искусства, но в равной мере формирования творческой личности и выявления каждым из искусств своего эстетического своеобразия. Так проблема массовости перекрещивается здесь с проблемой специфики.

Таким образом, если, заглядывая вперед, попытаться представить себе тенденции развития художественного телевидения, то пришлось бы говорить не Столько о его '«универсализации», сколько о процессе «самосознания» в гармонической системе искусств, границы каждого из которых кончаются там, где начинаются границы другого.

Вместе с тем «просветительская» функция телевидения, очевидно, останется за ним и в будущем. Ее границы исторически меняются, постепенно, по мере развития художественной культуры и эстетического вкуса широких масс, сужаясь, но едва ли она исчезает вовсе. Вряд ли телевидению следует вовсе отказать в возможности познакомить зрителей с новым спектаклем или фильмом, даже если они утратят кое-что в своей художественной ценности.

Телевидение как коммуникативное средство способно в определенных пределах вызывать к себе различное отношение в зависимости от того, воспринимаем ли мы его как транслятор или как самостоятельное искусство. В этом сказывается двойственность его природы.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий