Огромные перспективы телевиденья.

Но если искусство не терпит штампа, то чудо - тем более. Тут нужны дальнозоркая выдумка, дальновидное изображение. Нужна фантазия, поспевающая за космическим веком.

Но вернемся к различиям между теле- и киноэкранами.

Все, что происходит на киноэкране, основано на диалоге или сопровождается дикторским текстом. Но даже в тех случаях, когда событие, скажем в историческом фильме, происходило сто лет назад, в кинематографе это «сейчас». На экране кино событие заново рождается у нас на глазах. Даже в документальной картине в закадровом тексте господствует настоящее время: «Москва встречает гостей», «Сквозь льды пробивается атомный ледокол», «Голландцы очень любят цветы»...

В телевидении эти же кадры можно сопроводить другим текстом: «Москва встретила гостей», «Атомный ледокол пробивался сквозь льды», «Мы поднялись на гору». А это значит, что телевидение легко вступает в соединение с повествовательной прозой.

Прошедшее время природе кино не присуще. Кино - это «есть». «Было» и «будет» - прошедшее время и будущее- в кинематографе возникают только в виде наплывов и вытеснений. Но проза - это почти всегда повествование об уже совершившемся. В прозе -все равно, будь это роман, повесть или рассказ,- событие почти всегда отодвинуто от читателя временем. Оно «было». Вспомним: «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова. Долгая зимняя ночь прошла незаметно» («Пиковая дама»). «В ворота гостиницы губернского города NN въехала... бричка» («Мертвые души»). «Все смешалось в доме Облонских» («Анна Каренина»). «Иван Акимович Самгин любил оригинальное» («Жизнь Клима Самгина»)... Теперь представим себе на минуту, что Пушкин написал бы: «Играют в карты у конногвардейца Нарумова». Значит, вторая фраза была бы уже другой: долгая зимняя ночь еще не прошла бы, и Пушкину пришлось бы описывать события, которых он не описывает. Все развивалось бы по-другому.

В отличие от кино по телевидению можно рассказывать о том, что было. А если так, если телезритель может слушать рассказ в прошедшем времени из студии, значит, он может слушать по телевидению тот же рассказ, снятый на пленку. А это открывает огромные перспективы.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий