Иначе говоря, эстетическая функция формирует не только мировоззрение, но и мировосприятие, мироощущение человека, его свободное, творческое отношение к жизни, захватывая весь его духовный мир.
Это деление не совпадает прямо с разграничением телевидения на художественное (игровое) и документальное, дело обстоит сложнее, и граница проходит здесь в иной плоскости. Ибо и в «прямом», документальном телевидении скрыт значительный эстетический потенциал.
Таким образом, возвращаясь к сакраментальному вопросу - «искусство ли телевидение?», необходимо при всей условности разграничения считаться с фактом существования на телевидении нескольких различных областей: «неэстетической» и «эстетической», в рамках которой в свою очередь существует более узкая художественная (игровая ) сфера. Причем очень важно в каждом конкретном случае отдавать себе ясный отчет в этом разграничении. Ибо часто неудачи постигают телевидение как раз там, где оно смешивает «просветительскую» функцию с «эстетической», «трансляцию» с «интерпретацией» материала и т. д. Именно в этом порой причина ощущения назойливости, дидактичности или иллюстративности, которое вызывают многие передачи.
Отсюда же вытекают и основные, исходные принципы рубрикации, связанные с направленностью и адресом передач. Так, «эстетическая» область, апеллирующая к человеку как личности, гражданину, члену общества, имеет в виду всю аудиторию. Напротив, «просветительская» сфера требует дифференциации. В ней, конечно, существуют Жанры, обращенные к каждому,- это прежде всего общественно-политические, познавательные и популяризаторские передачи. Но наряду с ними важное место занимают передачи, связанные с социальными, возрастными, профессиональными различиями как в области образования, так и в области информации. Неодинаковый образовательный уровень, степень самосознания и гражданской зрелости - все это не может быть сброшено со счетов и предполагает дальнейшую, еще более тонкую дифференциацию передач.
Наконец, несомненно, что и в эстетической области существует потребность известного разграничения или, во всяком случае, соблюдения внутреннего равновесия между различными жанрами, классикой и популярным искусством. Ибо сохраняются различия как в уровне эстетической грамотности, так и в области вкусов и потребностей, на которые нельзя закрывать глаза.